Библейские принципы для полного воздержания от алкоголя

Если бы проблему современной церкви нужно было выразить одним словом, то этим словом было бы ОБМИРЩЕНИЕ. Обмирщение означает, что церковь начинает жить греховной, мирской жизнью. Использование спиртного «в меру» – вот одна из форм этого обмирщения. Сегодня «в меру выпивающие христиане», даже гордятся своей «свободой», тем что они «освободились от рамок легализма» и поняли «истинный смысл Писания по этому вопросу». Перефразируя слова 28 главы пророка Исаии можно сказать «горе венку гордости пьяных христиан, сраженных вином». 
 
Полное воздержание от алкоголя всегда было одним из важных знаков отделения христианина от мира. В последнее время этот принцип все больше и больше ставится под вопрос и сомнение. 
Почему  все христиане должны полностью воздерживаться от алкоголя, как от сатанинского средства, которое разрушает жизни, улавливает души и ослепляет общество? Ответ в  Писании. Слово Божие дает серьезное предупреждение против употребления алкогольных напитков и призывает к отделению от этого зла для того, чтобы служить Богу . 
 
Библейские принципы побуждающие к полному отказу от алкоголя
 
Рассматривая библейские принципы по этому вопросу, перечислим в начале некоторые последствия употребления алкоголя:
 
Алкоголь разрушает тело. Даже в малых количествах алкоголь влияет на мозг и приводит к разрушениям клеток. По этой причине Бог дал повеление о том, что священники не должны употреблять никакого алкоголя для того, чтобы они были способны служить Богу в полном сознании (Лев. 10. 8-11).
 
Алкоголь приводит в душевному кризису: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного (Пр. 23.29-30) Описанное в этих стихах состояние человека говорит о глубоких трагедиях в его отношениях к самому себе и к окружающим его людях. 
 
Алкоголь приводит к духовному опустошению: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5.18). В этом тексте не говорится о допустимой дозе алкоголя, за которой начинается упивание. Этот текст показывает два пути, по которым могут пойти христиане. Это два образа жизни, которые никак не согласуются между собой, но полностью противоречивы и взаимоисключающи. 
 
Алкоголь приводит к распутству. Призыв Соломона не смотреть на вино не определяет допустимую дозу алкоголя, но призывает к полному воздержанию. Причина этому в обязательных последствиях, которые прийдут в жизни человека: «глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Пр. 23.33). Если мы верим в богодухновенность Писания, значит эти последствия обязательно произойдут, как бы мы не старались успокоить себя. Выбор употреблять вино – это выбор пути распутства (Еф. 5.18).
 
Алкоголь приводит к исключению из Царства Божия. "… пьяницы… царства Божьего не наследуют" (1 Кор. 6.9, Гал. 5.19). В ответ на это можно иногда услышать следующее: "Ну тогда и от еды нужно отказаться, ведь объедение и пьянство в Писании часто идут вместе." Действительно, объедение и пьянство – это грех. Но если без еды мы не можем прожить, так как Бог создал нас такими и дал указание о том, что будет человеку в пищу (Быт.1.29, 9.3), то без алкоголя можно прожить. Поэтому в отношении пищи у нас должна быть умеренность, а в отношении алкоголя – полное воздержание.
 

Теперь давайте суммируем библейские принципы побуждающие к полному отказу от алкоголя:

  • Алкоголь формирует привычку и зависимость.

     

     

    Принцип 1: Христианин должен избегать всего, что ставит его в зависимость и ведет к потере самоконтроля (1 Кор.6.12).
     
  • Алкоголь приводит к соблазну
    Принцип 2: Христианин должен быть готов отказаться от всего, что ведет к соблазну (Рим. 14.21)
     
  • Алкоголь вредит христианскому свидетельству
    Принцип 3: Христианин должен стоять на страже своего свидетельства и отказываться от всего, что может этому повредить (Рим 14.16).
     
  • Алкоголь ведет к компромиссу с совестью
    Принцип 4: Христианин должен делать все без сомнения, а все, что не по вере, грех (Рим 14.23).
     
  • Алкоголь напрямую связан с  грехом, плотью и мирским образом жизни
    Принцип 5: Христианин должен отделятся от всего мирского и греховного (1 Ин. 2.15, Гал.5.19)
     
  • Алкоголь уводит человека от Бога
    Принцип 6: Христианин должен делать выбор в пользу Бога и отказаться от всего, что уводит от Бога (Еф. 5.18).
     
  • Алкоголь осуждается в Писании
    Принцип 7: Христианин должен стремиться к тому, что угодно Богу и отказываться от того, что Бог осуждает (Еф. 5.10)

В книге Левит записано повеление о том, что духовные руководители народа должны воздерживаться от алкогольных напитков когда они входят в присутствие Господне для служения (Лев. 10. 8-11). Причина этому определена Господом в словах «чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научить сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь». Подобное повеление дано и царям: "Не царям… пить вино, и ни князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых" (Притч. 31,4-5).
 
Сегодня все рожденные свыше христиане призваны к служению в царственном священстве (1 Пет. 2.9, Отк. 1.6). Таким образом, мы должны стремиться совершать это служение наилучшим образом. Поэтому ветхозаветнее требование воздерживаться от алкоголя должно быть воспринято новозаветними христианами сегодня очень серьезно. Нам также необходимо отличать чистое от нечистого. Мы должны быть под руководством Духа Святого, чтобы передавать истину Писания всякому человеку и быть примером благочестия. Епископ церкви не должен быть пьяницой (1 Тим.3.3). В этом Новый Завет повторяет Ветхозаветнее требование к священникам. Павел также побуждает христиан подражать ему (1 Кор.11.1). А это значит, что новозаветние требования к епископу,  должны стать стандартом для любого христианина.
 
А если не упиваться?
 
 
Никто не спорит, что пьянсто – это грех. Ну а если «употреблять в меру?» Выпивать немного? Как насчет бокала шампанского на праздник? Или бокала вина в ресторане? Как насчет банки пива на природе? Вот здесь сегодня уже есть разные мнения. Тем более, что «social drinking», не означает регулярное выпивание, а «только иногда, в кругу друзей, для общения». Подобные мероприятия не всегда заканчиваются опьянением в принятом сегодня смысле. Это дает людям уверенность, что если я не опьянел, значит все в порядке. Так ли это? Что говорит об этом Библия? 
 
В 1 Пт.4.3-5 сказано: "Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых." 
В этом тексте используется три слова «oinophlygia», «kōmos» и «potois», которые переведены в русской Библии как «пьянство, излишество в пище и питии». На самом деле каждое из этих слов имеет отношение к употреблению спиртного, но указывает на разные уровни этого употребления. 
 
«Oinophlygia» означает пьянство. «Кōmos» означает полупьянство. А «potois» означает «выпивание в компании». Все эти три действия осуждаются Петром и определяются как человеческие похоти и жизнь по воле языческой. Более того, Петр называет весь этот список общим словом «распутство», т.е. некотролируемый развратный и разгульный образ жизни. Христиане в этом образе жизни «не участвуют». Однако, сегодня некоторые «христиане» уже участвуют и также «дивятся, что вы не участвуете с ними». Но как сказал Петр «они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.»
 
Алкоголь приводит к зависимости. Решение выпивать немного, контролируя себя похоже на решение употреблять немного наркотиков, контролируя себя. Решение начинать немного выпивать – это переход через определенную духовную и моральную черту. Однако, совершив этот переход однажды, человек никогда не может гарантировать где закончится его путь после этого. Пьянство – это погибель. Но ни один алкоголик не планировал стать алкоголиком, делая первый в жизни глоток алкоголя. С другой стороны, можно с уверенностью сказать, что человек избравший принцип полного воздержания никогда не станет алкоголиком. Поэтому разумные христиане не определяют допустимую дозу алкоголя, но выбирают полное воздержание. Это библейский принцип отношения ко греху: держаться как можно дальше! Относитесь к алкоголю как змее, которая обязательно ужалит, если вы подойдете близко (Пр.23.32). 
 
Кто-то может сказать, но я не увлекаюсь спиртным, а только умеренно выпиваю, ведь по Пр. 20.1 «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен». В этом стихе слово «увлекающийся», не означает много и часто выпивающий. Еврейский глагол shagah означает «сбивать с верного пути и уводить в сторону», а также «опьянять». Поэтому неразумным в этом тексте определяется не тот, кто много и часто выпивает, но тот, кто изменил свое отношение к спиртному, был уведен с верного пути, допустив опьянение.
 
Итак, запрещает ли Библия вообще выпивание или только пьянство? Этот вопрос можно сформулировать так: Запрещает ли Библия воровство вообще или только крупные кражи? Запрещает ли Библия обман или только серьезную ложь? Запрещает ли Библия блуд или только постоянную развратную жизнь? Ответ очевиден. Писание показывает опасность употребления любых спиртных напитков и показывает результат этого греховного выбора.
 
А как насчет Иисуса Христа? Разве Он не был человеком, «который любит есть и пить вино» (Мф.11.19). Прежде всего нужно помнить, что эти слова были сказаны врагами Христа, «родом сим». Была ли в этих словах правда? Конечно нет. Ведь если бы они говорили правду о Христе, тогда это бы означало, что Христос не только пил вино, но и был чревоугодником. Именно это означает слово «phagos», которое в русском языке переведено как «любит есть». Слово «phagos» означает прожорливого, жадного и ненасытного человека. Конечно, это была ложь.
 
Как и всякое искушение, вино имеет свой соблазн и привлекательность: «краснеет, искрится в чаше, ухаживается ровно» (Пр. 23. 31). Но предупреждение Писания побуждает нас не заигрывать с грехом, и даже «не смотреть» на вино. И таким образом мы оказываемся перед выбором двух позиций: 
 
Выбор # 1: Выпивать умеренно. 
Сделав этот выбор, мы будем успокаивать себя тем, что мы не упиваемся, однако, при этом явно нарушаем принцип «не смотреть», священический принцип «вина и крепких напитков не пей» и все перечисленные нами ранее 7 принципов . Это будет выбор широкого пути, по которому идут многие и который ведет в погибель.
 
Выбор # 2: Полностью отказаться от употребления алкоголя. 
При этом выборе нам не нужно успокаивать свою совесть, так как мы полностью можем быть уверены, что исполняем указания «не смотреть» (Пр. 23.31), не «пить» (Лев.10.9) и соответствуем указанным 7-ми принципам. Это будет выбор узкого пути, который «немногие находят», но который ведет в жизнь (Мф. 7.13-14). 
 
Божий призыв к святости
 
 
Писание призывает нас к святости и трезвости. В 1 Фес. 5.4-8 апостол Павел пишет: «Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения.» 
В этом тексте Павел употребляет слово «methyskō», которое переведено как «упивающиеся» и означает «опьяневшие». Важно заметить, что Павел не предполагает состояния «выпившего в меру». Апостол видит две группы людей – те, кто бодрствуют и трезвятся и те, кто спят и упиваются. Этим двум группам Павел дает чернобелое описание: сыны дня или сыны ночи. Для Павла в этом вопросе нет сынов вечера, как нет и тех, кто выпивают, но редко и понемногу. И хотя человек и может пребывать в состоянии дремоты, но в этой ситуации Павел говорит однозначно: ты или бодрствуешь, или спишь. Ты или трезвый, или пьяный. Другой воможности нет. Современное определение как «выпивший, но трезвый» для Павла чуждо. 
 
Божий стандарт святости для новозаветней церкви в Новом Завете нисколько ни меньше, чем в Ветхом Завете. Ветхозаветняя заповедь отказа от алкоголя стала новозаветним призывом к святой жизни силою Духа Святого. Наши тела – это храм Духа Святого (1 Кор. 6.19). Мы должны хранить себя во всякой чистоте, а это касается и алкоголя. Допуская влияние и контроль алкоголя на наш храм, мы отвращаем себя от исполнения Духом (Еф. 5.18). В этом вопросе только решение полного отказа от алкоголя есть необходимое условия сватости: «Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1.14-16). Призыв к святости наиболее важен в свете ожидания пришествия Иисуса Христа, поэтому Иисус предупреждал своих учеников: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук. 21. 34). Если мы ожидаем пришествия Господа нашего, наш разум и чувства должны быть ясными и трезвыми как никогда. Не нужно успокаивать себя, «ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10.26-29). Употребление алкоголя христианином бесспорно оскорбляет Дух Святой. Поэтому всякий, перешагнувший черту полного воздержания очущает осуждения совести и Духа Святого. «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне ", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр. 3.7-13).